Интересную машину испытала недавно компания Lockheed Martin.
Без вмешательства оператора этот колёсный робот взобрался на
76-сантиметровую ступень и прополз над провалом, шириной 1,78 метра,
полагаясь на описания препятствий и свою "сообразительность".Наверное, не всякий внедорожник, типа военного HMMWV,
под управлением, естественно, живого водителя сходу справится с теми
искусственными препятствиями, что заготовили инженеры Lockheed Martin
для своего робота.
И хотя проект
этот далёк от завершения, такие аппараты, как полагают создатели
новинки, в 2013 году встанут в один строй с солдатами, освобождая их во
многих случаях от переноски тяжёлого оборудования, припасов и оружия, а
ещё — поддерживая огнём в наступлении и обороне.
|
Полноразмерный прототип MULE проходит первые тесты (фотографии с сайта gizmag.com). |
Познакомимся же с аппаратом поближе. Это многофункциональное автономное транспортное средство MULE (Multifunction Utility/Logistics and Equipment), в названии которого заложены вспомогательные функции, логистика и оборудование.
Его
2,5-3,5 тонны веса (в зависимости от исполнения и, конечно, нагрузки)
означают, что эту машину можно транспортировать к театру военных
действий на борту самолёта C-130 или вертолёта CH-47, либо на внешней
подвеске вертолёта UH-60.
Шесть колёс. Все — ведущие. Независимая подвеска. Есть тут и система централизованной подкачки давления в шинах.
Причём
подвеска тут не простая, а активная: перемещением каждого колеса
вверх-вниз робот может управлять произвольно, поднимая перед
препятствием то "переднюю лапу", то колёса в центре, или приподнимая
над дорогой сам кузов (полностью или его передний, или задний конец
отдельно). В общем — возможностей масса. Главное — сообразить, как
поступить в том или ином случае.
|
MULE
должен выпускаться в трёх вариантах: в качестве беспилотной машины
поддержки пехоты, автоматического миноискателя и автоматического же
транспорта снабжения (иллюстрация Lockheed Martin). |
Собственно программа
управления стала одним из основных элементов новинки, которую инженеры
активно тестировали в последнее время. Она не только выбирает тактику
преодоления бездорожья, но и использует управляемую подвеску для
компенсации различного расположения центра тяжести груза.
Про
способность софта автономно управлять машиной на больших маршах —
ничего неизвестно. Но, полагаем, за этим дело не станет. Ведь
технологии тут развиваются стремительно: недавно несколько
автомобилей-роботов впервые смогли победить пустыню, а армия США уже испытала на бездорожье тяжёлый робот-грузовик с нагрузкой почти 17 тонн.
"Мул"
может забираться на 1-метровую ступеньку и покорять более чем
1-метровый ров, двигаться с креном в 40% и преодолевать водную преграду
глубиной более полуметра.
|
Вооружённый
вариант "Мула" выбрасывает специальный снаряд для пробития проволочных
заграждений и первым "поднимается в атаку", расчищая путь морпехам при
помощи своего пулемёта (иллюстрации Lockheed Martin). |
Задумано три варианта
MULE: Assault (лёгкий аппарат для вооружения, вроде гранатомётов,
пулемётов или установки для запуска противотанковых ракет), Transport
(более тяжёлая и грузоподъёмная машина снабжения) и Countermine
(понятно — противоминная машина).
Все
три построены на одинаковом шасси, что сулит преимущества в
производстве и ремонте. И силовая установка тут тоже прогрессивная:
электромоторы в ступицах колёс и дизель-генератор на борту.
Такая гибридизация транспортных средств для армии и модульный принцип их построения набирает популярность, вот свежий пример.
|
Пока же MULE помогает американским солдатам лишь в "Фотошопе" (иллюстрация Lockheed Martin). |
Интересно, что в грузовом
варианте на машине предусмотрено множество разнообразных мест крепления
вещей, складные и съёмные рейлинги, способные удерживать не только
ящики с боеприпасами или другими "полезностями", но и носилки с
раненым. Один "Мул" в таком исполнении может перевозить всё необходимое
для пары команд морпехов, почти по любой местности.
Противоминный
аппарат MULE должен обнаруживать мины и отмечать их местоположение. Ну
а для чего будет применяться вариант Assault — и пояснять не надо.
Lockheed
Martin называет "Мула" самым крупным и умным автономным роботом из всех
созданных ею (вкупе с субподрядчиками) аппаратов в рамках программы
беспилотных наземных машин.
Тем
удивительнее, что от старта разработок этого очень самостоятельного
шестиколёсника до показа опытного полноразмерного прототипа, как пишет
компания в своём пресс-релизе, прошло всего 13 месяцев.
Конечно,
фанерное бездорожье — это пока ещё весьма скромная проверка для
новичка, тем не менее компания смело относит его к "вооружениям
будущего". Остаётся только этого самого будущего дождаться.