Небольшие дистанционно управляемые аппараты призваны
добавить маневренности и резвости традиционным системам, несущим на
себе камеры наблюдения или датчики. Британская компания AESIR,
создавшая семейство "тарелок", полагает, что оно найдёт множество
областей применения — от сельского хозяйства и охраны природы до
военных операций и развлечений.
Новый
тип беспилотника с вертикальным взлётом не имеет каких-либо внешних
подвижных частей (не считая небольших пластинок для отклонения потоков
воздуха) и потому без всякой опаски может летать около веток деревьев
или проводов ЛЭП. Для снижения веса значительная часть конструкции
выполнена из углеволокна.
Вентилятор
в центре машины служит для создания потока воздуха вокруг неё. Но в
отличие от целого ряда аппаратов типа "винт в кольце" сам этот поток не
создаёт реактивной подъёмной силы. И лопасти вентилятора тут тоже не
действуют по принципу вертолётного винта.
Вместо обоих этих способов подъёма в машине от AESIR работает эффект Коанды (Coanda effect) —
явление прилипания струи газа (или жидкости) к криволинейной стенке при
подаче их через узкий канал. (Под водой на этом эффекте, к примеру,
должен работать российский велосипед-подлодка.)
В
данном случае струя прилипает к закруглённой внешней поверхности
корпуса. При этом на ней создаётся разряжение, увлекающее "НЛО" вверх.
Раздельное регулирование потоков воздуха у разных секторов "тарелки"
позволяет ей наклоняться и менять курс.
Компания
разработала несколько родственных моделей, различающихся размерами и
типом двигателя. Так, к примеру, самый маленький — Vidar. Аппарат
диаметром 30 сантиметров весит 400 граммов и может поднимать 100 г
полезной нагрузки. Его вентилятор крутится электромоторчиком,
получающим ток от литиевых батарей. В воздухе машинка может находиться
15 минут.
Метровый в диаметре Odin
оснащён ванкелем, потребляющим реактивное горючее JP-8. Сама эта
"тарелка" весит 10 килограммов и поднимает такую же нагрузку. В небе
она держится час.
В развитии
находится ещё более крупная машина. Hoder должен весить 1,5 тонны,
поднимая в воздух тонну полезного груза. Время миссии — до 8 часов.
Главное назначение этого аппарата — автономная доставка боеприпасов и
медикаментов на передовую, в то время как "меньшие братья" —
прирождённые разведчики.
AESIR
построила несколько версий своей "тарелки". Вверху показан
60-сантиметровый электрический Embla. Ниже ещё один экземпляр того же
аппарата на военном роботе Northrop Grumman Remotec Mk 8 Plus II Wheelbarrow
в роли стартовой платформы. Правее – ещё один испытательный прототип, а
ниже – макет Vidar. Нижние два снимка: рабочие прототипы AESIR ASK (это
1,5-метровый аппарат с ДВС) и двухвентиляторного "грузовика" Hoder
(фотографии AESIR).