Виртуальные войны, конечно, не заменят ни рядовым, ни
командирам опыт реальных учений (про войну деликатно умолчим). Однако в
ряде случаев очень удобно отрабатывать свои действия на компьютерном
тренажёре.Можно, конечно, использовать оловянных солдатиков
и коробки из-под кошачьего корма. И ничего смешного: такие проекты даже
финансирует американская армия. Но с ними масштабные события не
отработаешь.
Военные, впрочем, не
развлекаются. У них это называется Serious Games. И самые серьёзные
игры требуют уже не десятка, а сотен солдатиков.
|
Новейшая система, о которой пойдёт речь, способна
вводить в игру большое количество самых разных типажей, каждый из
которых будет действовать сообразно обстановке и своему "характеру"
(иллюстрации Boston Dynamics). |
|
|
Компьютерные боты
могут помочь обучающимся представить себе обстановку в каком-нибудь
афганском кишлаке или иракском пригороде, попрактиковаться в принятии
решений по ходу неожиданных и быстротечных событий, испытать себя в
реальном времени, "пощупать", как изменится результат боя с повстанцами
(революционерами, террористами, солдатами чужой армии) в зависимости от
тех или иных исходных переменных.
Один из первых скромных опытов
создания такой среды относится ещё к 2001 году. Но военным всё время не
хватало одного пустяка: реалистичной имитации людей в широких масштабах.
Так вот — над совершенствованием такого мира давно и плодотворно работает американская компания Boston Dynamics, создавшая один из самых впечатляющих тактических симуляторов DI-Guy, то есть "Парней с цифровым интеллектом".
Если более официально, DI-Guy — это "Социальная, культурная и поведенческая модель человека на основе игры-симулятора".
DI-Guy показывает зону поражения (иллюстрация Boston Dynamics). |
| |
|
Да. Далеко не первый
раз компьютерщики (причём не только в США) предоставляют военным (или
полицейским) возможность вволю потренироваться в виртуальном мире.
Вспомним хотя бы суперсимулятор CATT.
Однако он рассчитан в большей степени на имитацию крупного конфликта:
армия на армию (с соответствующим размахом), а сейчас актуально другое.
Ирак.
Группа террористов под прикрытием взбудораженной толпы приближается к
посту американских морпехов на перекрёстке. В толпе есть дети, а ещё –
вездесущие репортёры, стремящиеся получить горячие кадры из горячей
точки мира. Как вы сохраните жизни своих солдат и несчастных
представителей "местного контингента", оказавшихся в заложниках
ситуации?
Или, скажем, шахид подорвал военный автомобиль. Началась паника.
|
Оператор
простыми движениями мышки формирует условия конкретного "испытания" или
"урока", задаёт исходные зоны, где компьютер расставит толпу, вводит
прочие данные. И вот уже мы видим некий город (похоже — иракский),
возбуждённая толпа окружает "Хаммер". Раздаётся "хлопок" самодельного
взрывного устройства. Уцелевшие горожане в панике разбегаются по
переулкам… Также можно смоделировать нападение на блок-пост или ещё
что-нибудь в эдаком роде (кадры Boston Dynamics). |
Представьте, что вы можете
проиграть этот сценарий сто раз. И каждый человек в иракской толпе
каждый раз будет действовать по-разному.
Это вам не модель толпы Торренса. Там пользователь мог увидеть лишь общий эффект. А здесь – в сценарии индивидуален каждый человек, помещённый в задачу.
А
теперь едва ли не главное. Из ботов от Boston Dynamics можно составлять
целые толпы и даже небольшие армии. И каждый из них будет обладать
неким минимальным AI, позволяющим ему действовать, сообразуясь с
происходящими событиями, и "сотрудничать" с другими ботами в рамках
сценария.
Более того, таких виртуальных типажей в наборе DI-Guy – сотни типов!
Военные
разных армий (не только США), бойцы Северного альянса и моджахеды из
Талибана, обычные жители Афганистана и Ирака, американцы и европейцы.
Есть лётчики и морпехи, есть моряки и боевики из бог весь каких
"бандформирований".
Причём тут
можно найти солдат с оружием и без. Гражданских лиц в самых разных
одеждах (и без), с различными предметами в руках (от дамских сумочек до
ножей и пистолетов) и без оных, представителей разных слоёв общества.
Ещё — человека на велосипеде (может, даже "безумного профессора" — мы
не знаем) и журналистов с микрофонами, панков, танцоров и пострадавших
от пожара. Полицейские, офицеры и рядовые, дети и взрослые – выбор
колоссален.
|
Это только несколько примеров виртуальных характеров DI-Guy (иллюстрации Boston Dynamics). |
И это не всё. Для довершения картины в библиотеке ботов есть различные автомобили и домашние животные, вплоть до кур.
Основательно.
Могло
ли быть иначе? Boston Dynamics — компания, на компьютерах и
робототехнике собаку съевшая. Точнее — создавшая. Ведь именно эта фирма
построила и до сих пор развивает одного из самых совершенных ходячих
роботов: военного "Большого пса".
|
Боты
в серьёзной игре могут делать многое. Например, пожарные будут спасать
людей, офицеры — планировать операцию, журналисты — брать интервью, а
комментаторы — естественно, комментировать. От пользователей игры не
требуется никаких особых знаний в области программ, а всё управление ею
— наглядно и логично (иллюстрации Boston Dynamics). |
И все эти виртуальные люди
– не просто картинки. Это трёхмерные модели, умеющие правдоподобно
двигаться. Они знают тысячи движений, которые создатели программы
терпеливо перенесли в ботов с актёров при помощи технологии Motion capture.
Похоже
на виртуальных персонажей в обычных компьютерных играх, не так ли?
Только размах у военных иной. В одну игру программа позволяет загрузить
тысячи ботов, и все они будут "слоняться", "атаковать", "обороняться"
или "убегать" по своему собственному "разумению", в рамках общего
плана, конечно.
Дети будут
отставать от бегущих взрослых, повстанцы – прятаться в зданиях, а куры
– делать то, что и положено курам. То есть – практически ничего.
|
Тренировка
полицейского. Муж бьёт жену. Соседи вызвали кого следует. Полисмен
вмешивается. Мужчина замахивается на представителя закона молотком.
Потом уходит в дом и возвращается с пистолетом. Подобные игры, по
мнению разработчиков системы, помогают полисменам вырабатывать быструю
реакцию. Внизу показан момент тренировки и способы задержания
(иллюстрации Boston Dynamics). |
Оператор (или человек,
формирующий условия задачи) может управлять как целыми группами ботов,
так и давать конкретные задания любому из них по отдельности. В
сочетании с неограниченным числом карт, на которых происходят действия,
DI-Guy обеспечивает огромные возможности в тренировке персонала, будь
то спецназ или официанты ресторана (почему бы и нет).
Надо
сказать, что этот софт применяют не только военные, но и специалисты
национального института юстиции, министерства национальной безопасности
и целого ряда других правительственных организаций США.
Ещё
бы, ведь среди возможных сценариев игры есть выброс ядовитого хлора в
результате железнодорожной катастрофы, вспышка птичьего гриппа и даже
взрыв террористами "грязной бомбы".
Таким
образом, служители закона при помощи DI-Guy тренируются быстро и
правильно реагировать в напряжённых ситуациях, выбирая между "стрелять"
или "не стрелять", а пожарные – учатся выводу людей из горящего здания.
К
этому надо добавить, что программисты Boston Dynamics предусмотрели
совмещение своей модели с симуляторами, в которых задействована уже
тяжелая техника, – то есть фантомные же танки, вертолёты и авианосцы.
Так что при желании военные могут расширить зону боевых действий и
привнести в сюжет игры новые элементы.
|
Жертвы
применения химоружия в общественном здании проходят санобработку.
Внизу: аналогичную процедуру пришлось пережить и боту, изображающему
пожарного, который участвовал в ликвидации последствий аварии на
железной дороге. Перевернулась цистерна с каким-то химикатом
(иллюстрации Boston Dynamics). |
13 мая DI-Guy была отобрана для финансирования со стороны ВМС США (US Navy).
Цель — усилить реализм модели при имитации конфликтов в горячих точках,
восстаний или чрезвычайных ситуаций. А ведь нынешняя программа DI-Guy —
это уже версия 9.0.1 (выпущена в марте нынешнего года).
Что появится в версии 10?